Крымская ялтинская конференция вопросы решения. Старт в науке. Подготовка к созданию ООН

— конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне СССР, США и Великобритании, созванная в целях согласования планов окончательного разгрома фашистской Германии и ее союзников, выработки основных принципов общей политики в отношении послевоенного устройства мира.

В Коммюнике конференции была сформулирована единая политика СССР, США и Великобритании в отношении послевоенного статута Германии. Было решено, что вооруженные силы трех держав после полного разгрома оккупируют Германию и займут определенные ее части (зоны).

Предусматривалось также создание союзнической администрации, осуществление контроля ситуации в стране через специально создаваемый орган, который возглавят главнокомандующие трех держав, с местом пребывания в Берлине. При этом предполагалось пригласить Францию в качестве четвертого члена этого контрольного органа, чтобы она взяла на себя одну из зон оккупации.

В целях уничтожения немецкого милитаризма и нацизма и превращения Германии в миролюбивое государство Крымская конференция намечала программу ее военного, экономического и политического разоружения.

Конференция приняла решение по репарационному вопросу. Она признала необходимым обязать Германию возместить союзным странам причиненный ею ущерб в "максимально возможной мере" путем натуральных поставок. Определение размеров репараций и способов их взыскания возлагалось на специальную комиссию по возмещению убытков, которая должна была работать в Москве.

Участники конференции приняли "Декларацию об освобожденной Европе", в которой союзные державы заявили о стремлении согласовывать свои действия при решении политических и экономических проблем освобожденной Европы.

Одним из наиболее сложных на конференции стал польский вопрос. Главами трех держав было достигнуто соглашение о реорганизации действующего Временного правительства на более широкой базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. В отношении польских границ было решено, что "восточная граница Польши должна идти вдоль "линии Керзона" с отступлением от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши". Предусматривалось также, что Польша "должна получить существенные приращения территории на Севере и Западе".

По вопросу о Югославии конференция приняла ряд рекомендаций в отношении образования Временного объединенного правительства из представителей Национального комитета освобождения Югославии и эмигрантского королевского правительства в Лондоне, а также создания Временного парламента на основе Антифашистского веча народного освобождения Югославии.

Крупнейшее значение имело решение Крымской конференции об учреждении всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности — Организации Объединенных Наций (ООН) и постоянного органа при ней — Совета Безопасности.

Обстановка на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий официально участниками Ялтинской конференции не обсуждалась, так как СССР был связан с Японией договором о нейтралитете. Соглашение было достигнуто в секретных переговорах глав правительств и подписано 11 февраля.

В принятом на Крымской конференции Соглашении трех великих держав по вопросам Дальнего Востока предусматривалось вступление Советского Союза в войну против Японии через два — три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. В обмен на участие советских войск в войне против Японии США и Великобритания предоставили Сталину существенные уступки. СССР передавались Курилы и Южный Сахалин, потерянные еще в русско-японской войне 1904-1905 годов. Монголия получила статус независимого государства.

Советской стороне также были обещаны восстановление аренды Порт-Артура, как военно-морской базы СССР, и совместная с Китаем эксплуатация Китайско-Восточной и Южно-Манчжурской железных дорог.

На конференции были также подписаны двусторонние соглашения , определявшие порядок обращения с военнопленными и гражданскими лицами государств — участников соглашений в случае их освобождения войсками стран-союзниц, а также условия их репатриации.

Было достигнуто соглашение о создании постоянного механизма для консультации между министрами иностранных дел трех великих держав.

На Крымской конференции 1945 года были заложены основы послевоенного миропорядка просуществовавшего почти всю вторую половину XX века, а некоторые его элементы, такие как ООН, существуют и поныне.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ЯЛТИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 г., также Крымская конференция – конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне 1939–1945 (СССР, США и Великобритании): председателя СНК СССР И.В.Сталина, президента США Ф.Д.Рузвельта и премьер-министра Великобритании У.Черчилля при участии министров иностранных дел, начальников высших штабов и других советников. «Большая тройка» (Сталин, Рузвельт и Черчилль) собралась 4–11 февраля в Ливадийском дворце близ Ялты в период, когда в результате наступления Советской Армии и высадки союзных войск в Нормандии военные действия были перенесены на германскую территорию и война против фашистской Германии вступила в завершающую стадию. На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, определено отношение к Германии после ее безоговорочной капитуляции, намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенного устройства мира, обсужден ряд других вопросов.

Перед Ялтой британская и американская делегации встретились на Мальте. Рузвельт намеревался продолжать сотрудничество с СССР. По его мнению, Великобритания была империалистической державой, а ликвидацию колониальной системы Рузвельт считал одним из приоритетов послевоенного урегулирования. США вели дипломатическую игру: с одной стороны, Великобритания продолжала оставаться их ближайшим союзником и атомный проект осуществлялся с ведома Лондона, но в тайне от Москвы; с другой стороны, советско-американское сотрудничество позволяло осуществить глобальное регулирование системы международных отношений.

В Ялте, как и в 1943 на Тегеранской конференции, вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения.

Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Но Сталин не хотел предоставлять это право Франции. Рузвельт поначалу с ним согласился. Однако затем Рузвельт заявил, что если ввести Францию в Контрольную Комиссию, которая должна была управлять оккупированной Германией, это заставит французов пойти на уступки. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение.

Советская сторона подняла вопрос о репарациях (вывоз оборудования и ежегодные платежи), которые должна заплатить Германия за причиненный ущерб. Однако сумма репараций установлена не была, т.к. этому воспротивилась британская сторона. Американцы же благожелательно восприняли советское предложение определить общую сумму репараций в 20 миллиардов долларов, из которых 50 процентов должны были быть выплачены СССР.

Советское предложение о членстве советских республик в будущей ООН было принято, однако их число было ограничено двумя (Молотов предлагал две-три – Украину, Белоруссию и Литву, мотивируя это тем, что Британское Содружество представлено в полном составе). Было решено провести учредительную конференцию ООН в США в апреле 1945. Советская сторона согласилась с американским предложениям, согласно которому постоянный член Совета Безопасности не мог принимать участие в голосовании в том случае, если вопрос касался страны-члена СБ. Рузвельт воспринял советскую уступку с воодушевлением.

Рузвельт серьезно относился к принципу опеки ООН над колониальными территориями. Когда американская сторона представила соответствующий документ, Черчилль заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи. Как, вопрошал Черчилль, апеллируя к СССР, отнесся бы Сталин к предложению интернационализировать Крым? Американская сторона заявила, что имелись в виду территории, отвоеванные у врага, например острова в Тихом океане. Согласились на том, что американское предложение распространяется на подмандатные территории Лиги наций, территории, отобранные у противника, и территории, которые добровольно согласятся на надзор со стороны ООН.

Конференция обсудила ряд вопросов, связанных с европейскими государствами. Сталин не оспаривал британо-американского контроля над Италией, в которой все еще шли бои. В Греции шла гражданская война, в которую вмешались британские войска на стороне, противостоящей коммунистам. В Ялте Сталин подтвердил договоренность, достигнутую с Черчиллем в октябре 1944 в Москве, – рассматривать Грецию как сугубо британскую сферу влияния.

Великобритания и СССР, опять же в соответствии с октябрьскими договоренностями, подтвердили паритет в Югославии, где руководитель югославских коммунистов Иосип Броз Тито договаривался с прозападным югославским лидером Шубашичем о контроле над страной. Но практическое урегулирование ситуации в Югославии складывалось не так, как этого хотелось Черчиллю. Англичан беспокоили также вопросы территориального урегулирования между Югославией, Австрией и Италией. Было решено, что эти проблемы будут обсуждаться по обычным дипломатическим каналам.

Аналогичное решение было принято и по претензиям американской и британской сторон в связи с тем, что СССР не консультировался с ними в решении проблем послевоенного устройства Румынии и Болгарии. Ситуация в Венгрии, где советская сторона также исключила западных союзников из процесса политического урегулирования, подробно не обсуждалась.

Без всякого энтузиазма участники конференции взялись обсуждать польский вопрос. К этому времени вся территория Польши контролировалась советскими войсками; в этой стране было образовано прокоммунистическое правительство.

Рузвельт, поддержанный Черчиллем, предложил, чтобы СССР вернул Польше Львов. Однако это была уловка, уже обсужденные в Тегеране польские границы западных лидеров не занимали. В действительности на повестке дня стоял другой вопрос – послевоенного политического устройства Польши. Сталин повторил ранее согласованную позицию: западная граница Польши должна быть передвинута, восточная – проходить по линии Керзона. Что же касается правительства Польши, то варшавское с лондонским никаких контактов иметь не будет. Черчилль заявил, что по его сведениям просоветское правительство представляет взгляды не более чем трети поляков, ситуация может привести к кровопролитию, арестам и депортациям. Сталин в ответ пообещал включить во временное правительство некоторых «демократических» лидеров из польских эмигрантских кругов.

Рузвельт предложил создать президентский совет в Польше, состоящий из представителей различных сил, который бы сформировал польское правительство, однако вскоре снял свое предложение. Последовали долгие дискуссии. В итоге было решено реорганизовать временное польское правительство на «широкой демократической основе» и провести как можно скорее свободные выборы. Все три державы обязались установить дипломатические отношения с реорганизованным правительством. Восточная граница Польши определялась по линии Керзона; территориальные приращения за счет Германии были упомянуты расплывчато. Окончательное определение западной границы Польши откладывалось до следующей конференции.

Фактически решениями по польскому вопросу, о других государствах Европы в Ялте было подтверждено, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье – в англо-американской сфере влияния.

Американская сторона представила на конференции документ под названием «Декларация об освобожденной Европе», который был принят. В декларации провозглашались демократические принципы. Главы союзных правительств, в частности, брали на себя обязательства согласовывать друг с другом свою политику по разрешению политических и экономических проблем освобожденных стран в период «временной» нестабильности. Союзники должны были создавать условия для установления демократических форм правления через свободные выборы. Однако эта декларация так и не была реализована на практике.

На Ялтинской конференции было заключено соглашение по вступлению СССР в войну против Японии через два-три месяца после окончания войны в Европе. В ходе раздельных переговоров Сталина с Рузвельтом и Черчиллем были достигнуты договоренности об усилении позиций СССР на Дальнем Востоке. Сталин выдвинул следующие условия: сохранение статуса Монголии, возвращение России Южного Сахалина и прилегающих островов, интернационализация порта Далянь (Дальний), возвращение СССР ранее принадлежавшей России военно-морской базы в Порт-Артуре, совместное советско-китайское владение КВЖД и ЮМЖД, передача СССР Курильских островов. По всем этим вопросам с западной стороны инициатива уступок принадлежала Рузвельту. Основная тяжесть военных усилий против Японии приходилась на США, и они были заинтересованы в скорейшем выступлении СССР на Дальнем Востоке.

Решения Ялтинской конференции во многом предопределили послевоенное устройство Европы и мира почти на пятьдесят лет, вплоть до крушения социалистической системы в конце 1980-х – начале 1990-х годов.

Все решения Ялты, в общем и целом касались двух проблем.

Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников -- дело, которое было начато ещё в Тегеране.

Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и большевиков потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий.

Для достижения этих целей главы трех сверхдержав поставили перед собой ряд задач, которые включали в себя передел границ Германии, польский и балканский вопросы, вопрос о репарациях, образование ООН. Эти, а также многие другие вопросы более подробно изложены в данной главе.

Вопросы первостепенного характера

ялтинский потсдамкий фашизм милитаризм

Главным вопросом Ялтинской конференции был вопрос о переделе границ , в частности границ Германии . В решении Крымской конференции говорилось, что после разгрома Германия будет оккупирована союзниками, её территория будет разделена на зоны оккупации. Первоначально предполагалось иметь три зоны оккупации - для СССР, США и Англии, но затем было предложено выделить зону оккупации и для Франции, которая будет образована из британской и американской зон, и ее размеры будут установлены англичанами и американцами в консультации с французским временным правительством. Конкретное урегулирование вопроса относительно зон оккупации Германии было достигнуто ещё до крымской конференции и зафиксировано в «Протоколе Соглашения между правительствами СССР, США и Соединённого Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении „Большим Берлином“» от 12 сентября 1944 года .

Это решение предопределило раскол страны на долгие десятилетия. На территории советской зоны 7 октября 1949 была образована Германская Демократическая Республика, после того как остальные немецкие земли были слиты в Федеративную Республику Германию. Шла речь также об отделении Восточной Пруссии (позже, уже после Потсдама, на большей части этой территории была создана нынешняя Калининградская область).

Было также решено, что французское временное правительство должно быть приглашено войти в качестве члена в Контрольный Совет по Германии с местопребыванием в Берлине , образованный представителями главных командований союзных держав. В его задачу будет входить согласование и координация действий союзников в борьбе против Германии. Были согласованы также вопросы управления межсоюзнической комендатуры, действующей в подчинении у советской зоны оккупации. Каких-либо специальных прав доступа в Берлин для западных держав (о чем впоследствии будут идти значительные споры) не было установлено.

Был обсуждён и извечный балканский вопрос , в частности, ситуация в Югославии и Греции. Считается, что Сталин позволил Великобритании решать судьбу греков, в результате чего позднее столкновения между коммунистическими и прозападными формированиями в этой стране были решены в пользу последних. С другой стороны, было фактически признано, что власть в Югославии получат промосковские отряды Иосипа Броз Тито, которым, правда, рекомендовали взять в правительство «демократов».

Сложнее было решить вопрос с устройством послевоенной Польши . Её очертания после Второй мировой войны кардинально изменились. Польша, которая перед войной была крупнейшей страной Центральной Европы, резко уменьшилась и сдвинулась к западу и северу. До 1939 года её восточная граница находилась практически под Киевом и Минском, да к тому же поляки владели Виленским регионом, который теперь вошёл в состав Литвы. Западная же граница с Германией находилась восточнее Одера, при этом большая часть балтийского побережья также принадлежала Германии. На востоке довоенной территории поляки являлись национальным меньшинством среди украинцев и белорусов, тогда как часть территорий на западе и севере, населённых поляками, находилась под германской юрисдикцией.

Хотя Польша к тому времени уже шестой год находилась под властью Германии, в Лондоне существовало временное правительство этой страны в изгнании, которое было признано и СССР и потому вполне могло претендовать на власть в своей стране после окончания войны. Однако Сталин в Крыму сумел добиться от союзников согласия на создание нового правительства в самой Польше «с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». Это решение, реализованное в присутствии советских войск, позволило СССР в дальнейшем без особого труда сформировать в Варшаве устраивающий его политический режим.

При обсуждении польского вопроса советская делегация добивалась принятия решений в пользу создания сильного и независимого польского государства. Советская делегация отвергла намерения США и Англии навязать Польше реакционное эмиграционное правительство. “После острых споров было достигнуто соглашение о том, что временное правительство Польши будет “реорганизовано на более широкой демократической базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы”. После острой дискуссии о границах Польши было принято решение, что СССР получит восточную границу с Польшей по так называемой «линии Керзона», установленной ещё в 1920 году, с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши. Фактически граница вернулась к положению на момент раздела Польши между Германией и СССР в 1939 году по секретному дополнительному протоколу о разделе сфер интересов к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, основным отличием от которого стала передача Польше Белостокского региона .

В решениях конференции говорилось также о репарациях - об обязанности Германии возместить ущерб, нанесенный ей странами, против которых она вела войну. Материальный ущерб Советскому Союзу, составляет около 2 триллионов 600 миллиардов рублей. В Советском Союзе понимали невозможность полного возмещения прямых материальных потерь. СССР настаивала лишь на минимальном возмещении ущерба. Таким образом, был подписан «Протокол о переговорах между главами трех правительств на Крымской конференции по вопросу о репарациях натурой с Германии»

Главы трех правительств условились о следующем:

1. Германия обязана возместить в натуре ущерб, причиненный ею в ходе войны союзным нациям.

Репарации должны получаться в первую очередь теми странами, которые вынесли главную тяжесть войны, понесли наибольшие потери и организовали победу над врагом.

  • 2. Репарации должны взиматься с Германии в трех формах:
    • а) единовременные изъятия в течение двух лет по капитуляции Германии или прекращении организованного сопротивления из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне ее (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т.д.), причем эти изъятия должны быть проведены главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии;
    • б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции в течение периода, длительность которого должна быть установлена;
    • в) использование германского труда.
  • 3. Для выработки на основе вышеизложенных принципов подробного репарационного плана в Москве учреждается межсоюзная комиссия по репарациям в составе представителей от СССР, США и Великобритании.
  • 4. В отношении определения общей суммы репараций, а также ее распределения между пострадавшими после германской агрессии странами советская и американская делегации согласились о следующем: “Московская комиссия по репарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качестве базы для обсуждения предложение Советского правительства о том, что общая сумма репараций в соответствии с пунктами “а” и “б” параграфа 2-го должна составлять 20 миллиардов долларов и что 50% этой суммы идет Советскому Союзу”. Британская делегация считала, что впредь до рассмотрения вопроса о репарациях Московской комиссией по репарациям не могут быть названы никакие цифры репараций.

Вышеприведенное советско-американское предложение передано Московской комиссии по репарациям в качестве одного из предложений, подлежащих ее рассмотрению.

В Ялте была начата реализация идеи новой Лиги Наций. Союзникам требовалась межгосударственная организация, способная предотвратить попытки изменить установленные границы сфер влияния. Именно на конференциях победителей в Тегеране и Ялте была сформирована идеология Организации Объединённых Наций . По мнению всех участников конференции, ООН должна была стать органом обеспечения мира и международной безопасности на тех основаниях, о которых представители СССР, США и Англии добились на конференции в Думбартон-Оксе.

В Крыму представители трех держав согласовали вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности. Еще 5 декабря 1944 года в послании Советскому правительству президент США предложил, чтобы решение Совета Безопасности по всем вопросам, кроме процедурных, считались принятыми, если за них поданы голоса сем членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования по вопросу, касающегося мирного урегулирования спора. Советское правительство, отметив, что американское предложение требует безусловного единогласия постоянных членов Совета Безопасности по всем важнейшим решениям о сохранении мира, включая экономические и военные принудительные меры, согласилась с предложенной Рузвельтом формулировкой. Крымская конференция одобрила американское предложение .

Итак, согласно протоколу работы Крымской конференции, о создании ООН, было решено:

  • 1) что конференция Объединенных Наций по вопросу о предполагаемой всемирной организации и выработки ее Устава должна быть созвана в среду 25 апреля 1945 года и должна быть проведена в Соединенных Штатах Америки;
  • 2) что на эту конференцию должны быть приглашены следующие государства:
    • а) Объединенные Нации по составу на 8 февраля 1945 г.,
    • б) Те из присоединившихся наций, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 г. (В данном случае под термином “присоединившиеся нации” имеется в виду восемь присоединившихся наций и Турция). Когда будет происходить конференция о всемирной организации, делегаты Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки поддержат предложение о допуске к первоначальному членству двух Советских Социалистических Республик, а именно Украины и Белоруссии;
  • 3) что правительство Соединенных Штатов от имени трех держав проконсультируется с правительством Китая и с французским временным правительством по решениям, принятым на настоящей конференции, относительно предполагаемой всемирной организации;

Кроме того, было решено, что пять государств, которые будут иметь постоянные места в Совете Безопасности, должны проконсультироваться между собой до конференции Объединенных Наций по вопросу о территориальной опеке.

  • а) к существующим мандатам Лиги наций;
  • б) к территориям, отторгнутым от вражеских государств в результате настоящей войны;
  • в) к любой другой территории, которая может быть добровольно поставлена под опеку, и
  • г) никаких дискуссий о конкретных территориях на предстоящей конференции Объединенных Наций или во время предварительных консультаций не предполагается, и решение вопроса о том, какие территории, относящиеся к указанным выше категориям, будут поставлены под попечительство, явится предметом позднейшего соглашения.

ООН стала символом и формальным гарантом послевоенного мироустройства, авторитетной и иногда даже достаточно эффективной организацией в разрешении межгосударственных проблем. При этом страны-победители и впредь предпочитали решать действительно серьёзные вопросы своих взаимоотношений путём двусторонних переговоров, а не в рамках ООН. ООН также не смогла помешать войнам, которые и США, и СССР вели за прошедшие десятилетия.

На Ялтинской конференции было заключено соглашение по вступлению СССР в войну против Японии на стороне Союзников, через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. В ходе раздельных переговоров Сталина с Рузвельтом и Черчиллем были достигнуты договоренности об усилении позиций СССР на Дальнем Востоке.

Сталин выдвинул следующие условия:

  • 1. Сохранения status quo Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики);
  • 2. Восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно:

a) возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов;

b) интернационализации торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза в этом порту и восстановления аренды на Порт-Артур, как на военно-морскую базу СССР;

c) совместной эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Манчжурской железной дороги, дающей выход на Дайрен, на началах организации смешанного Советско-Китайского Общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза, при этом имеется в виду, что Китай сохраняет в Манчжурии полный суверенитет.

3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов .

Предполагается, что соглашение относительно Внешней Монголии и вышеупомянутых портов и железных дорог потребует согласия генералиссимуса Чан Кай-ши. По совету Маршала И.В. Сталина Президент примет меры к тому, чтобы было получено такое согласие.

Главы Правительств Трех Великих Держав согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией.

Со своей стороны Советский Союз выражает готовность заключить с Национальным Китайским Правительством пакт о дружбе и союзе между СССР и Китаем для оказания ему помощи своими вооруженными силами в целях освобождения Китая от японского ига .

Ялтинская конференция 1945 года — улыбка на лице мировой истории. Во время завершающего этапа Второй мировой войны три мировых лидера собрались за столом переговоров для принятия принципиально важных решений для всего мира. Результаты ее мы ощущаем на себе до сих пор. Осуществились передел границ, была принята декларация об освобожденной Европе, намечены пути образования ООН.

Время и участники


С 4 по 11 февраля 1945 года в Крыму состоялась эта военная конференция. Она имела строго регламентированный состав участников.
Большая тройка уже собиралась ранее, так что это было их очередным шагом друг к другу — ялтинская конференция. В 1943 в Тегеране они наметили основные вехи в обсуждении, но принятие конкретных решений отложили до этого собрания.
Сталина с делегацией разместили в Юсуповском дворце, Рузвельта — в Ливадийском(Белом) дворце, Черчилля — в Воронцовском дворце. В связи с тем, что президент США находился в инвалидном кресле уже долгие годы и был ограничен в передвижении, все собирались в предоставленном ему дворце. Обсуждение велось практически непрерывно.
Участники ялтинской конференции 1945 года позиционировали себя как хороших друзей, царила особая атмосфера, стороны стремились прийти к консенсусу. Была проделана огромная работа, в ходе которой было согласовано и подписано коммюнике из 9 пунктов.

Заседание №1, 4 февраля 1945 г.


Над картой мира склонены три головы. Весь первый день конференции был посвящен обсуждению военных вопросов.
Обсуждаются действия Красной армии на Восточном фронте, вероятные действия германских войск, соотношение сил, сближение союзнических войск.
Особо подчеркивается возможность нанесения авиа ударов союзниками, говорили о возможном подкреплении Германии за счет переброски итальянских дивизий, местах концентрации подводных лодок, форсировании рек и переделке железнодорожных путей (их размер не подходил для передвижения советской техники), длине фронта, на которой предполагается совершить прорыв.
Лидеры стран обсуждают численность своих сил и стратегию. Так, у СССР 9 тыс. танков, у союзников — 300(Великобритания) и 10 тыс.(США). Самолетов — 8-9 тыс и у СССР и у союзников. Выясняется, скоро СССР планируют включить в зону артиллерийского огня Денциг. Мир и война в страшном сочетании вот что такое — ялтинская конференция. В 1943 году на Тегеранской конференции страны Европы были разрознены и еще не могли составить общий алгоритм действий. Сейчас это стало возможно.

Заседание №2, 5 февраля 1945 г.


Сталин конкретно ставит вопрос о расчленении Германии. Черчилль предложил отделить Пруссию как источник главных бед. Общими усилиями было принято решение поручить министрам разработать план ее деления. В последствии так оно и произошло. Долгое время Германия была двумя отдельными государствами — ФРГ и ГДР.
Остро был поставлен вопрос о репарациях Германии СССР. Возмещение убытков, в частности его размер не должен был пагубно отразиться на налаживании послевоенной жизни немецкого народа. При этом оговаривалась цифра около 10 миллиардов долларов.
Принципиальная позиция СССР состояла в том, что репарации Германии следовало отдавать натурой — трудом, наукоемкими технологиями, новейшими разработками, машинами (в последствии так и происходило, но частично и устаревшей техникой).
Было принято конструктивное решение: создать специальную репарационную комиссию, которая бы рассчитала все причитающееся каждой стране. В конце лидеры стран сошлись на том,что каждому нужно дать по его заслугам. Ключевым вопросом стали детали о репарациях и Польше, особо подчеркивающиеся на ялтинской конференции. В 1943 году в Тегеране это уже обсуждалось, но ни к каким конкретным действиям не привело.

Заседание № 3, 6 февраля 1945 г.

Рузвельт открывает обсуждение об способах обеспечения международной безопасности, поддержания мира на ближайшие 50 лет. Обсуждаются типы международных ситуаций (Египет требует Суэтский канал, Китай попросит о возвращении Гонконга). Лидеры стран пошутили о мировом господстве одной из стран (всем было понятно, что в одиночку ни одной державе не удастся удерживать контроль над всем миром).
Затем все погрязли в Польском вопросе. При обсуждении он был наиболее сложным, спорным по принципиальным позициям. На него было затрачено 24% всех посылов, зарождающихся в Ялте. Вся трудность заключалась в том, что на тот момент существовало два польских правительства. Союзники же имели разные позиции относительно их легитимности. Сталин особо подчеркнул, что Линия Керзона — не русское решение. Таким образом, идеальный компромиссный диалог — это ялтинская конференция. Кратко осветить польский вопрос бы не удалось, но все же были достигнуты договоренности о ее границах и выборах.

Заседание № 4, 7 февраля 1945 г.


Договорились послать за представителями обоих польских правительств для принятия адекватного решения. Ожесточенную полемику вызвала ситуация с вхождением стран в будущую ООН.Какие страны будут приглашены на конференцию по ее созданию? Какие станут ее членами?
Велось обсуждение об учете голосов в ООН советских республик — Украинской и Белорусской.

Заседание № 5, 8 февраля 1945 г.

В список организаций ООН предлагаются разные страны. Их участие в войне учитывалось по отношению к военным действиям. Были упомянуты такие страны как Египет (с его нейтралитетом, более выгодном, чем объявление войны Германии), Аргентина, Исландия, Эйре, Дания. Черчилль уточнил, можно ли все же допустить на последующую конференцию страны, при условии, если они объявят войну Германии до 1 марта.
По польскму вопросу ситуация сдвинулась с мертвой точки. Единое мнение таково: в Польше в срочном порядке должны были пройти всеобщие выборы. Критичность положения Польши признается и доверяется дальнейшему обсуждению к министрам.
Вопрос про встречи министров иностранных дел трех государств. Эти встречи решено было сделать постоянными, по мере необходимости и положения на международной арене. Первая встреча была назначена в Лондоне.

Заседание № 6, 9 февраля 1945 г.

США представили проект порядка изъятия с Германии репарационных сумм. Сталин с помощниками внесли корректировку относительно суммы и предложили ориентироваться на ценообразование 1938 г. плюс-минус 10%.
Встал вопрос об опеке над колониальными не самостоятельными народами (не Британских колониях). Последняя поправка очень взволновала и была принципиальна для Черчилля и всей Великобритании с ее колониями.
На тот момент состояние правительства в Югославии оставалось очень шатким. Обговорено при ее вопросе применение договоренности Тито – Шубашич с поправками (они приняты на следующий день).
Принимается для практического применения декларация об освобожденной Европе. Документ предлагается опробовать на Польше.
Поднимается вопрос о военных преступниках. Глава Великобритании высказывает позицию такого решения: расстрелять главных преступников по мере того как будут пойманы. Сталин соглашается, но поправляет, что это должно происходить по политическому суду и без участия широких масс и прессы.
Поговорили о наступлении союзников на Западном фронте.На следующий день армия союзников выступает в районе Неймегена.

Заседания № 7, 8 от 10 и 11 февраля 1945 г.

Обсуждение текста коммюнике. Каждое слово было тщательно рассмотрено, поправлены формулировки, термины во избежании не взвешенности.
Текст был оглашен 12 февраля 1945 г. в 23-30.

Последствия

Как бы мы не относились к вождям и их решениям, некоторые из них оказывают на нас влияние и поныне. К функциональным решениям, принятые в Крыму, к примеру, относятся существование ООН, принятые границы в Европе и на Дальнем Востоке, независимость КНДР и Республики Корея, территориальная целостность КНР.

Ялтинская конференция, которая иногда называлась Крымской конференцией и значилась под кодовым названием «Аргонавт», проходила с 4 по 11 февраля 1945 года между главами правительств Соединенных Штатов, Великобритании и Советского Союза. Делегации соответственно возглавляли Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин.

Конференция проходила в Ялте, курортном городе на Крымском полуострове в Советском Союзе. Американская делегация была размещена в бывшем царском дворце, а президент Рузвельт остался в Ливадийском дворце, где проходили встречи. Британская делегация расположилась ​​в Воронцовском дворце в Алупке. Ключевыми членами делегаций были Эдвард Стеттиниус (госсекретарь США), Аверел Харриман (замминистра иностранных дел Великобритании), Энтони Иден (министр иностранных дел Великобритании), Александр Кадоган (посол США в СССР) и Вячеслав Молотов (нарком иностранных дел ).

По словам Энтони Бивора, британского историка и писателя, все комнаты прослушивались НКВД. Сталин прибыл на поезде 4 февраля. Встреча началась с официального ужина вечером того же дня.

Большая тройка

Ключевых лидеров союзнических стран, Рузвельта, Сталина и Черчилля, называли «Большой тройкой» ― из-за могущества государств, которые они возглавляли, и их сотрудничества во время . За время войны они встречались только дважды, и оба раза эти встречи меняли ход истории.

После Тегеранской конференции они договорились встретиться снова, и эта договоренность воплотилась в Ялтинской конференции в феврале 1945 года. Хотя Сталин выразил озабоченность по поводу здоровья Рузвельта во время конференции в Тегеране, эта озабоченность никак не отразилась на его действиях. На следующий саммит он отказался ехать дальше Ялты, черноморского курорта в Крыму, и и Рузвельт снова вынуждены были долго и утомительно добираться к месту проведения конференции.

Требования сторон на Ялтинской конференции

Каждая из трех держав вынесла свое предложение на повестку дня. Англичане хотели сохранить свою империю, Советы хотели получить больше земель и закрепить завоеванное, а американцы хотели заручиться согласием Советского Союза вступить в войну с Японией и обсудить послевоенное урегулирование. Более того, Рузвельт надеялся получить от Сталина обязательство участвовать в Организации Объединенных Наций. Первой же темой повестки дня по расширению Советского Союза сразу же стал вопрос о Польше, и Сталин сразу высказал свою точку зрения:

«Для русского народа вопрос о Польше ― это не только вопрос чести, но и вопрос безопасности. На протяжении всей истории Польша была коридором, через который противник проходил в Россию. Польша ― вопрос жизни и смерти для России».

Соответственно, Сталин дал понять, что некоторые из его требований в отношении Польши не подлежат обсуждению: русские должны были получить восточную части Польши, а Польша должна была компенсировать это, расширив свои западные границы, тем самым вытеснив миллионы немцев. Неохотно, но Сталин обещал свободные выборы в Польше, несмотря на недавно установленное коммунистическое марионеточное правительство.

Однако вскоре стало очевидно, что у Сталина не было никаких намерений придерживаться этого обещания. Фактически, только спустя 50 лет после Ялтинской конференции поляки впервые имели возможность провести свободные выборы. Как упоминалось выше, главной целью Рузвельта было удостовериться, что Советы вступят в азиатскую войну, то есть в войну против японцев.

Однако, Рузвельт мог и не тратить время на то, чтобы вовлечь СССР в Тихоокеанскую войну, потому что Сталина не нужно было убеждать. Советы и сами были преисполнены решимости отомстить за унижение от поражения и за потерю привилегий над Маньчжурией во время русско-японской войны. Советы стремились восстановить отвоеванные территории и рассчитывали, что могут получить больше земель.

Однако Рузвельт не распознал целей Сталина, так как тот превосходно «держал лицо» и был непроницаем. Поэтому Рузвельт с готовностью принял условия СССР, покинув Ялтинскую конференцию удовлетворенным, потому что Сталин согласился вступить в войну против Японии. Более того, Советы согласились присоединиться к Организации Объединенных Наций с условием тайной договоренности о форме голосования с правом вето для постоянных членов Совета Безопасности, предоставив СовБезу больше контроля в мировых делах и значительно ослабив Организацию Объединенных Наций. В целом был уверен, что переговоры в Ялте оказались успешными.

«Большая тройка» ратифицировала принятые ранее соглашения о послевоенном разделении Германии: она была разделена на четыре зоны ― по одной на каждую из трех стран-участниц конференции и одна зона для Франции. Сам Берлин, хотя и оказался в советской зоне, также был разделен на четыре сектора. Позже печально известная Берлинская стена, построенная под руководством СССР, станет главным символом .

«Большая тройка» также решила, что в оккупированных странах все первоначальные правительства будут восстановлены и что все мирные жители будут репатриированы. Будут созданы демократические государства, все территории будут проводить свободные выборы. В Европе должен быть установлен порядок согласно следующему официальному заявлению:

«Установление порядка в Европе и восстановление национальной экономической жизни должны быть достигнуты посредством процессов, которые позволят освобожденным народам уничтожить последние остатки нацизма и фашизма и создать демократические институты по своему выбору».

После войны СССР получал Южный Сахалин и Курилы, половину Восточной Пруссии, немецкий Кенигсберг и контроль над Финляндией. Кроме того, Рузвельт проговорился, что Соединенные Штаты не будут возражать, если Советский Союз попытается аннексировать три балтийских государства (Эстония, Латвия и Литва) или создаст в них марионеточные правительства. Так что вполне понятно, почему и Сталин, и Рузвельт остались довольны общими результатами.

Ялтинская конференция часто рассматривается многими странами Центральной Европы как «западное предательство». Так считают такие страны, как Польша, Словакия, Румыния и Чехия, и основываются они на убежденности, что союзнические державы, несмотря на почитание демократической политики и подписание многочисленных пактов и военных соглашений, позволили Советскому Союзу контролировать более мелкие страны или превратить их в коммунистические государства. «Большая тройка» на Ялтинской конференции «пыталась пожертвовать свободой ради стабильности», и многие считают, что решения и уступки Рузвельта и Черчилля во время саммита привели к борьбе за власть в ходе последовавшей холодной войны.

Основные моменты

  • Было достигнуто соглашение, что приоритетом является безоговорочная капитуляция фашистской Германии. После войны страна будет разделена на четыре оккуппационные зоны, и Берлин также будет разделен на четыре зоны. Сталин согласился выделить из британской и американской зон четвертую оккупационную зону для Франции ― в Германии и Австрии. Франция также получала место в Совете по контролю над союзниками.
  • Германия будет подвергнута демилитаризации и денационализации.
  • Принято решение о Создании союзного совета по репарации с его местонахождением в Москве.
  • Обсуждалась судьба Польши, но ситуация была осложнена тем, что Польша к этому времени находилась под контролем . Было решено провести реорганизацию Временного правительства Польши, которое было создано после вступления Красной армии на территорию страны: теперь оно называлось Временное правительство национального единства, было расширено за счет политических деятелей из самой Польши и тех, кто был за ее пределами, и должно было обеспечить демократические выборы (после чего польское правительство в изгнании, находящееся в Лондоне, фактически утратило свою законность).
  • Польская восточная граница должна большей частью следовать «линии Керзона», а Польша должна получить существенную территориальную компенсацию на западе за счет Германии.
  • Граждане Советского Союза и Югославии независимо от их согласия должны были быть репатриированы из других стран.
  • Сталин пообещал Рузвельту вступить в Организацию Объединенных Наций при условии, что право вето будет у пяти постоянных членов Совета Безопасности.
  • Сталин согласился вступить в борьбу против Японской империи в течение 90 дней после поражения Германии. После поражения Японии Советский Союз получит Южный Сахалин и Курильские острова.

Последствия

Ялтинская конференция была последним значимым совещанием перед концом войны. Это была и последняя поездка Рузвельта за границу. Он уже выглядел больным и измученным. Скорее всего, важнейшей его целью было обеспечить участие Советского Союза в Организации Объединенных Наций, которого он достиг ценой предоставления права вето каждому постоянному члену Совета Безопасности, что значительно ослабило ООН. Еще одной его целью было втянуть Советский Союз в войну против Японии, поскольку еще не была доказана. Красная Армия уже освободила от фашистов большую часть Восточной Европы, поэтому Сталин получил все, что хотел, а именно значительную сферу влияния в большой части Европы, которую мог использовать как буферную зону. Свобода малых наций была принесена в жертву ради стабильности: три балтийских государства ― Латвия, Литва и Эстония ― стали частью СССР.

Обзоры